Предлагаем купитьгравий в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

Архитектурные стили в интерьере

Предлагаем купить песок в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

История стилей в интерьерном дизайне

  • Что такое архитектурный стиль?
  • Эпоха древнего Египта
  • Египетский интерьер
  • Античность
    • Греческий интерьер
    • Римский интерьер
    • Византийский интерьер
  • Эпоха Средневековья
    • Готика
  • Эпоха Возрождения
    • Барокко
    • Рококо
  • Эпоха Классицизма
    • Классицизм
    • Ампир
    • Бидермейер
  • Эпоха Модерна
    • Модерн и его синонимы
  • Современная архитектура
    • Функционализм (Конструктивизм)
    • Ар Деко
    • Брутализм и Хай-тек
  • Этнические стили
    • Японский минимализм
    • В знойных ритмах сафари
    • Прелесть востока – Арабский интерьер

Что такое архитектурный стиль?

Прежде всего, стиль в архитектуре,искусстве и интерьерном дизайне – это совокупность устойчивых художественных форм, квинтэссенция породившей его эпохи. Поэтому существует известное выражение о том,что сколько эпох, столько и стилей.

На формирование архитектурного стиля первостепенное влияние оказывает дух времени – религиозные воззрения, образ мышления, государственное устройство, тип производственных и общественных отношений, национальные особенности, а также окружающая среда – природа и климат.

Как правило, новый стиль не является абсолютным отрицанием предыдущего. Наследуя некоторые его признаки, но в тоже время порождает и новые, никогда ранее не существовавшие художественные формы.

Стиль способен объединяет в интерьере совершенно разнородные: мебель, картины, текстиль. Именно он диктует их форму, сочетания, приемы дизайна и декорирования.

Четко обозначенный стиль – очень важная составляющая хорошего интерьера, однако неповторимую индивидуальность вашему помещению придаст только в совершенстве владеющий им дизайнер и, разумеется, не без вашего участия.

Египетский интерьер

В Древнем Египте дворцы и жилые дома имели ассиметричную планировку. Стены заловых дворцов сооружений покрывались живописью, раскрашенными рельефами или поливными изразцами.

Древняя египетская мебель делалась, большей частью, из дерева.

Живописные изображения помещались на потолках, а в отдельных случаях на полу. Для украшения интерьеров широко применялись изделия декоративно-прикладного искусства – алебастровые и глиняные сосуды, инкрустированные золотом, слоновой костью и смальтой. Статуэтки, ткани и плетеные циновки дополняли убранство.

Греческий интерьер

Греки, давшие миру начало многих наук, первыми разработали и стройную теорию архитектуры. Они вновь ввели в практику некогда неразрушаемую ими симметрию, которая в последствии, в Европе, станет незыблемой основой классицизма.

Интерьер в Древней Греции отличался рациональностью, простотой, эстетичностью, гармонией и ясностью. Однотонность стен оттеняли искусные драпировки и роспись. Керамика, как элемент украшения, тоже являлась важной составляющей стиля. Для греческого интерьера характерны амфоры, большие вазы на полу. Мебель в Греции изготавливалась из дерева, бронзы и мрамора.

Греческий стиль принципиально противостоит римскому, прежде всего своим демократизмом, неприятием роскоши. Именно потому «Ампир», истоки которого лежат в римской традиции, не стоит ассоциировать с греческим стилем.

Римский интерьер

Притягательная сила греческой культуры была такова, что Рим, покоривший Афины, сам оказался в положении завоеванного. Хотя в архитектуре римляне не копируют греков, но во многом подражают им.

Насколько греки были тонкими художниками и скульпторами, настолько римляне стали искусными архитекторами и строителями. Они создают архитектуру, которая своим размахом и колоссальным масштабом явилась проявлением и символом мощи своей империи.

Общая форма древнеримской мебели, при изяществе и изысканности главных линий, страдает некоторой орнаментальной перенасыщенностью и излишним количеством украшений. Мебель была деревянной, мраморной или бронзовой.

Византийский интерьер

В эпоху поздней античности в домашней архитектуре Византии – малоазиатской части Восточной Римской империи – преобладали черты, унаследованные от Рима. Плоские, однотонные поверхности членились колоннами, пилястрами, капителями и карнизами.

Являясь наследниками и продолжателями древнеримской культуры, византийцы в общих чертах сохранили тип меблировки жилища. Как и римляне, они делали свою мебель из дерева, мрамора и металла. Однако,в то же время,на византийский интерьер огромное влияние оказала восточная роскошь,вследствие чего для данной стиля стали характерны изящные предметы мебели и декора,изготовленные из металла – серебра и золота.

Готика

Готика – с точки зрения современного искусствоведения – единственный европейский стиль, имеющий совершенно своеобразную систему форм, новое понимание организации пространства и объемной композиции. В отличие от искусства Возрождения, которое является попыткой возврата к античности, в ней абсолютно отсутствует подражание какой-либо их предыдущих эпох.

Готика сложилась как искусство религиозное, христианское по духу и тематике. Особое место в готическом искусстве занимал собор – образец особого синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декора.

В эту эпоху в силуэтах зданий, окон, дверей, арок, мебели и других элементов отделки прослеживается стрельчатая форма, стремление ввысь.

Основным материалом для мебели служит дерево – дуб или орех.

В эпоху возрождения основным типом жилья считался городской дворец-палаццо. Появились особые интерьеры: библиотеки, кабинеты, студиоло с мраморными, шахматными полами. Потолки, как правило, были украшены ложными кессонами,стены – разнообразно декорировались. Главным элементом мебели является сундук.

Барокко

Барокко (причудливый) – стиль, который обычно связывают с эпохой правления Людовика XIV (Короля-Солнце) во Франции. На самом деле истоки барочной эстетики следует искать в позднем Возрождении, в стиле, который обычно называют Маньеризм.

Барокко – яркий стиль, который оставил ощутимый след в истории человечества. Затейливая выразительность и внешняя эффектность обеспечили барокко главенство над другими стилями европейской культуры более чем на столетие – с конца XIV до середины XVIII века. Этому стилю свойственна роскошь, парадность, декоративность, стремление к величию и пышности, то есть все то, что производит на человека сильное впечатление и поражает его воображение.

В то же время,не смотря на обилие декоративных элементов, таких как обилие лепнины и позолоченных элементов, барокко – очень логичный стиль, где легко просматриваются принципы симметрии.

Барочные полы – это чаще всего наборный паркет сложного рисунка или мрамор. Потолки – как правило – расписные плафоны с сюжетной живописью. Стены – чрезвычайно разнообразны: обтянутые бархатом, шелковыми тканями, облицованные мрамором. Декор – обилие картин в золоченных рамах, зеркала, балдахины камины и так далее.

Мебель в основном выполнялась из дерева и украшалась различными завитками.

Рококо

Постепенно пышный и величественный стиль барокко перешел в более легкий и капризный стиль рококо, характеризующийся практически полным отсутствием прямых линий. Парадные ансамбли сменяются сооружениями более камерного характера: будуарами, кабинетами и беседками – гротами. Центром композиции становится камин, покрытый мрамором, над ним помещается зеркало. Зеркал становиться больше, они усложняют, запутывают пространство, углы помещения скругляются. В интерьере рококо должно создаваться ощущение движения. Цветовое решение призвано создавать впечатление праздничности и легкости.

ЦВЕТА
Основными цветами становятся белый, голубой, светло-зеленый, розовый и золотой.

МЕБЕЛЬ
Для мебели в стиле рококо характерны низкие спинки, изогнутые ножки, мягкие подлокотники, отсутствие проножек. Мебель окрашена в белый, голубой и зеленый цвета,четко просматривается увлечение китайским искусством,присутствуют ширмы, китайские пейзажи, лаковая роспись золотом на черном.

СТЕНЫ
В декоре стен появилась новая мода на обои, первые образцы которых имитировали тканевые драпировки, повторяя складки. Также использовали вышитые шелком и стеклярусом панно, которые вставлялись в позолоченные неширокие рамы в виде цветочных гирлянд.

ОКНА
Главную роль в оформлении окон играет ламбрекен. Иногда тканью закрывается только верхняя часть окна, для большего доступа света. Характерно использование шелка и легкого гобелена светлых тонов.

Драпировки создают ощущение легкости и элегантности. Собранные в нежные складки рукава соединены с ламбрекеном при помощи лент и украшены розочками и бантами. Драпировка плотно прилегает к оконной раме, чтобы не закрывать все окно. Часто используют «маркизы» – занавески из легкой ткани, днем их поднимают кверху, а вечером опускают.

ТКАНИ
В тканях узор облегчается, цветыуменьшаются в размерах, пространство фона увеличивается (так называемые «белоземельные» ткани). Появляются волнообразные кружевные ленты, перевязанные бантами букеты, гирлянды из лент и цветов. Очень популярны китайские и индийские мотивы: пальмы, слоны, китайцы, пагоды, причем очень стилизованные.

Классицизм

Шло время и постепенно общество пресытилось как тяжеловесной вычурностью барокко,так и причудливой витиеватостью рококо. После века пышности и роскоши возникла потребность в чем-то более сдержанном и простом. На смену барокко и рококо пришел новый стиль – классицизм, который во второй половине XVIII века уже полностью доминировал в Европе.

Бурно развивалась наука и промышленность, формировались сильные империи. Порядок, строгость, чувство меры и уравновешенность находили большее понимание у государственных деятелей,в армии, лучше усваиваются всеми слоями общества, нежели необузданная чувственность и страстность барокко.

Архитектуре классицизма в целом присущи разумная логика планировки и рациональная геометрия объемной формы. Классицизм обращается к наследию античной архитектуры, постигает и применяет ее законы, и,в особенности, законы симметрии.

Архитектурные линии, силуэты мебели и декора становятся более четкими, геометрически определенными. В интерьер возвращается ордерная декорация.

В отделке пола сохраняет свое значение наборный паркет,рисунок которого становится более геометричным.

Потолки преимущественно окрашиваются в цвет стен и украшаются белой, а иногда позолоченной лепниной.

В моду начинают входить обои, где крупные цветочные узоры переходят в полоску.

Что касается мебели, самым характерным ее признаком является четко выраженная конструкция.

Русская классицистическая мебель появляется в период правления Екатерины II. Она в основном копирует известные французские образцы, однако выходит более массивной и устойчивой.

Ампир

Классицизм постепенно эволюционирует в Ампир – конечную фазу своего существования.

Предлагаем купить песок карьерный в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

Интерьер стиля Ампир, несмотря на общую классическую направленность, несет в себе почти барочную пышность и любовь к роскоши.

На полу используется тот же паркет, в рисунки которого включаются греко-римские детали – меандры, сфинксы.

Особенную популярность в декорациях эпохи Ампир приобретает, так называемая военная арматура.

На потолок возвращается плафон с военной росписью.

Стены, как правило, декорируются мрамором, устраиваются арочные ниши для скульптур.

Общая пышность, обилие позолоты и росписей, однако не скрывают классической ясности таких интерьеров, характеризующихся любовью к прямому углу и правильной арке в дверных проемах, окнах и каминах.

Формы мебели эпохи Классицизма массивны, прямоугольны и замкнуты. Наиболее распространено темное красное дерево, украшенное золоченой бронзой,которую в русской мебели заменяет позолоченная лепка из гипса или резьба по дереву.

Громоздкость и тяжеловесность форм Ампира, а также появление новых направлений в архитектуре, приведет в конце концов к тому, что классицизм сойдет с пьедестала. Данный стиль вернется только во второй половине XX века, когда будет творчески переосмыслен, и, оказавшись включенным в современное искусство, станет вновь желанным для большего числа людей.

Бидермейер

Ампир со своими прямолинейными формами и бронзовыми накладками обслуживал преимущественно царские и императорские дворы. Провинциальная же аристократия и среднее сословие придерживались более сдержанного стиля, который в Германии и Австрии получил название Бидермейер. Этот стиль стал особенно популярен в 20-40-х годах XIX века.

Жизненность мебельных форм этого стиля проверена временем и многие из них до сих пор являются актуальными. Это, условно говоря, классика, но менее пышная, чем придворный интерьер.

Потолки в стиле Бидермейер более простые, иногда включают в себя элементы лепнины.

Стены закрываются обоями или тканями, причем наряду с шелком в моду входят более дешевые и пестрые ситец и репс.

Эти же материалы декорируют предметы для сидения. Мебель, в основном, изготавливается дерева – березы, ясеня и липы.

Вся обстановка стремится к удобству и уюту. Действительно, от ранней классики ее отличает и открытая фактура дерева, и раскидистые формы, которые принес Ампир.

Модерн и его синонимы

Синонимичными названиями данного стиля являются:

  • «Модерн» в России,
  • «Сецессион» в Австрии,
  • «Югенштиль» в Германии,
  • «Ар Нуво» во Франции,
  • «Либерти» в Англии.

С середины XIX века прослеживаются новые тенденции в архитектуре. Она становится более независимой от общепринятых норм и правил. Такое явление стало возможным благодаря тому, что в обществе появилось множество обеспеченных людей. Стиль продержался около 15-ти лет и принес с собой много действительно революционных изобретений: особую изысканность декоративных мотивов, большую свободу в выборе материалов, металлические конструкции

Модерн дал жизнь новому принципу проектирования зданий – изнутри наружу. Этот принцип затем стал основополагающим в архитектуре XX века. Начиная с эпохи модерна, главным становится критерий пользы. Дом прежде всего должен быть удобным для человека, соответствовать его образу жизни, увлечениям, работе и досугу.

Ранний модерн практически полностью отрицает многие классические принципы построения зданий. Характерной особенностью данного стиля является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного и плавного движения изогнутых «растительных» линий. Модерн придает весьма прочным и массивным предметам видимость хрупкости, легкости и воздушности.

Пол в интерьерах модерна не является чем-то новаторским. Обычно это паркетная доска, уложенная елочкой или квадратами.

Одно из главных нововведений – цвета. В модерне они будто «посыпаны пеплом» – серо-голубой, пыльно-сиреневый и так далее.

Потолки могут быть украшены балками или просто выкрашены.

Мастера модерна реанимировали и стали широко применять различные виды декорирования, который были забыты: скульптуру, мозаику, керамику, фреску и витражи.

Функционализм (Конструктивизм)

Первым в ряду современных архитектурных движений можно выделить Функционализм (Конструктивизм). Стиль возник в начале 20-х годов XX века и увлек за собой архитекторов многих стран мира.

Последователи Конструктивизма решили реализовать следующий принцип: эстетические качества архитектурных объектов,предметов мебели и обихода должны быть всецело подчинены пользе человека. Новый подход распространился далее на весь предметный мир,включая одежду и бытовые принадлежности.

Конструктивизм отрицал всякое творческое наследие прошлых эпох,однако цели его были благородны: оздоровить города, улучшить жизнь людей, используя достижения научно-технического прогресса.

Эстетическим постулатом функционализма становится предельное упрощение форм, отказ от декорирования и стремление к минимальной обработке поверхностей. Очень сдержанно функционализм относится и к введению цвета в архитектуру. Это был стиль, стремящийся к минимизации всего.

Ар Деко

Название стиля Ар Деко (варианты: Арт Деко, Ар-деко, Арт-деко),сформировавшегося в 20-х годах XX столетия и называемого также «стилем голливудских звезд»,в буквальном переводе с французского означает «декоративное искусство».

Новый стиль стал творческим переосмыслением и синтезом декораторских приемов модерна и строгой геометричности форм конструктивизма с неоклассической тенденцией обращения к искусству Античности,Возрождения и Классицизма.

При этом для достижения соответствующих эффектов и принципов, дизайнеры Ар Деко использовали, казалось бы, совершенно не сочетаемые материалы: керамика, инкрустированная бриллиантами, сварное железо, оформляющее красное дерево, протравленное кислотой стекло, обрамленное черной эмалью.

Дорогая и современная мебель в стиле Ар Деко могла быть отделана акульей кожей, шкурой пони, слоновой костью, палисандром, пальмовым деревом и другими экзотическими природными материалами.

Олицетворение роскоши и шика своей эпохи, Ар Деко был ориентирован на богатого потребителя, был призван демонстрировать и утверждать его высокий общественный статус.

Брутализм и Хай-тек

В 50-х годах XXвека в Англии зародилось еще одно направление современной архитектуры – Брутализм. В своих произведениях бруталисты стремятся к обнажению конструкций, из которых построено здание, к максимальному выявлению умышленно простых и грубых архитектурных масс.

Одним из ультрамодных направлений в дизайне интерьера того времени становится стиль под названием «Хай-тек». Стиль, зародившийся в 80-е годы XXвека, характеризуется использованием стекла, пластика, трубчатых металлических конструкций и децентрированным освещением. Характерными цветами являются стальной, оранжево-черный, желто-синий.

Основные черты интерьера в стиле Хай-тек: строгость форм в сочетании с максимальной функциональностью, а также эргономичность и мульти-возможности помещений, предметов мебели и обихода.

На стенах практически отсутствует какой-либо декор, предпочтение отдается ровным и однотонно окрашенным поверхностям, обои и другие декоративные отделочные материалы практически не используются. Мебель характеризуется простыми геометрическими линиями и вставками из того же металла или стекла.

С одной стороны, Хай-тек олицетворяет холодность и индустриальный техницизм, но с другой – является гармоничным взаимодействием формы, цвета и света, позволяя достигать максимальной функциональности в использовании помещений.

Этнический стиль в интерьере подразумевает создание обстановки с использованием национального колорита, характерного для традиций различных народов и культур. Яркими примерами этнических стиле являются:

  • средиземноморский дизайн, с его сочными красками, блестящими золоченными аксессуарами и обилием керамики,
  • японский минимализм,
  • скандинавская естественность,
  • немецкий прагматизм,
  • миловидный французский прованс
  • и индийская сказка.

Японский минимализм

Чтобы понять истоки японского минимализма, нужно иметь представление о японской культуре и мироощущении. Терпение, высокая духовность, философский подход к жизни, стремление к аскетизму сыграли свою роль. Дом для японцев – это не просто стены и потолок, а живой организм. Японский дом – сплошной функционализм, ничего лишнего, отвлекающего, один, максимум два цвета, простая мебель, отсутствие декора.

Отличительными чертами данного стиля являются:

  • простота форм,
  • правильная геометрическая форма элементов интерьера,
  • отсутствие лишних украшений.
  • монохром – использование оттенков одного цвета (белый, черный, серый),
  • использование простых природных отделочных материалов,таких как кирпич, дерево, бетон или штукатурка,
  • максимум «пустого» пространства,
  • раздвижные конструкции.

Стиль японского минимализма является ответом на стремление человека уйти от перегруженного вещами предметного мира и уединениться для размышлений и отдыха в уютном и спокойном приватном пространстве.

В знойных ритмах сафари

В качестве альтернативы спокойному и гармоничному японскому стилю можно порекомендовать создать в доме маленькую Африку. В основе создания африканской атмосферы – цветовая гамма африканской саванны или пустыни. Палитра стен – от всевозможных оттенков терракоты до огненно-красного, от ярко-желтого до темно-коричневого. Особое место отводится таким символизирующим африканскую ночь цветам как угольно-черный и венге, являющимся идеальным решением для бордюров и отдельных предметов мебели.

Важной особенностью африканского интерьера традиционно являются природные материалы, прежде всего экзотические породы дерева. В меблировке и декоре необходимо обратить внимание на плетеную мебель и изделия ручной работы. Не стоит пренебрегать масками колдунов, статуэтками, копьями,этническими музыкальными инструментами, приветствуются аксессуары из змеиной и крокодиловой кожи, перья птиц, клыки и рога животных.

Прелесть востока – Арабский интерьер

Еще одной популярной разновидностью этнического стиля становятся сегодня всевозможные реминисценции на темы арабского искусства. Помещение, интерьер которого выполнен в восточном стиле и декорирован множеством ковров, подушек, большим количеством тканей и драпировок, не может не запомниться своей колоритной и своеобразной обстановкой. Кстати, в подобное диванно-ковровое великолепие идеально впишутся и плоские плазменные панели, и прочие функциональные атрибуты любого современного респектабельного дома.

Цветовую гамму стоит выбирать из палитры, тяготеющей к насыщенным бордово-коричневым оттенкам, это распространяется как на мебель, так и на различные виды ковровых покрытий.

Дух восточной роскоши и неги помогут создать всевозможные арабские аксессуары,такие как сундуки,кувшины,кальяны. Главное помнить, что в дорогом интерьере нет места дешевым подделкам.

Безусловно, этим этническая тема далеко не исчерпывается. Ведь вариациям на темы национального колорита нет числа. И мы выбирали здесь лишь те, что точнее всего отражают наши представления об этнике.

Оцените статью
Добавить комментарий